Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды.
Имеются:
- 3 отдельно функционирующих группы с отдельно расположенными спальнями, игровыми, раздевалками, санузлами;
- музыкально-спортивный зал;
- кабинеты: методический, кабинет заведующего, завхоза.
- пищеблок, прачечная, гладильная и подсобные помещения.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальной деятельности с группами детей всех возрастов и индивидуальной работы, а также проведения праздников, развлечений, спектаклей, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
В музыкальном зале в достаточном количестве имеются музыкальные игрушки, инструменты, дидактические пособия. Техническое оборудование музыкального зала соответствует современным требованиям: электронным пианино, музыкальным центром, проектором, ноутбуком, экраном.
Созданная развивающая предметно-пространственная образовательная среда в музыкальном зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования.
Объекты для проведения практических занятий
В каждой возрастной группе созданы необходимые условия для всех видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, конструктивно – модельной, культурно – досуговой, трудовой.
Развивающая предметно - пространственная среда в группах ДОУ отвечает требованиям ФГОС ДО и способствует организации образовательной работы с детьми по реализации основной программы дошкольного образования ФОП ДО.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека ДОУ располагается в методическом кабинете, в котором собран фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами: методическая литература по всем направлениям в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- Физическое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Детская художественная литература (фольклор, поэзия, сказки, былины, рассказы, повести и т.п.).;
Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Книги совместного пользования.
В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Библиотечный фонд учреждения регулярно пополняется.
Наличие оборудованных объектов спорта
Предназначен для проведения утренней гимнастики, занятий физической культурой, физкультурных праздников и досугов, а также соревнований, может использоваться, в том числе, для детей с ОВЗ, детей инвалидов, а также с семьями воспитанников.
Оборудование зала включает:
- оборудование для профилактики плоскостопия (массажные дорожки, массажные мячи и др.);
- игровое спортивное оборудование;
- разнообразный спортивный инвентарь для физического развития детей разного возраста (мячи, обручи, гантели, флажки, ленты, скакалки, мешочки для метания и др.).
- Групповые участки в количестве 6 обеспечены набором игровых построек, но не хватает качественного современного оборудования и малых форм для занятий детей на свежем воздухе. На физкультурной площадке и в автогородке педагоги проводят с детьми обучающие занятия.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
В ДОУ создана комфортная, безопасная предметно-развивающая среда. Обеспеченность играми, игрушками и игровыми предметами производится в соответствии с федеральным стандартом. В группах соблюдены принципы построения предметно-пространственной среды (содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности).
Оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает образовательную деятельность, присмотр и уход. При организации предметной среды учитываются национально-культурные, климатические условия.
В ДОУ созданы безопасные условия для организации самостоятельной деятельности воспитанников и их физического развития: игровое оборудование имеет сертификаты качества, не менее двух раз в год проводится ревизия спортивного оборудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.
Материалы и оборудование в группах используется с учётом принципа интеграции образовательных областей: использование материалов и оборудования одной образовательной области в ходе реализации других областей.
Игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция соответствует общим закономерностям развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Имеется оборудование для обеспечения разных форм активности ребенка: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы, двигательной.
Игровое и учебное оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, требованиям безопасности.
Регулярно производится закупка игровых предметов и оборудования для обеспечения образовательного процесса (приобретаются новые игрушки, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, мольберты, магнитные доски).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Педагоги используют электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Доступ воспитанникам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие собственных электронных образовательных ресурсов:
- электронная почта МДОУ dou-solnyshko-4@rambler.ru;
- разработанные педагогами видеоматериалы, презентации, картотеки, медиатеки, программы в электронном виде для работы с детьми, родителями и педагогами
- личные сайты педагогов на страничках педагогических интернет-сообществ;
- Госпаблик МДОУ в социальной сети "ВКонтакте": https://vk.com/public216691419;
- официальный сайт МДОУ: https://ds-solnyshko-verxnestepnoj-r07.gosweb.gosuslugi.ru.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Каталоги библиотек. Электронные библиотеки.
Раздел представляет порталы и сайты, содержащие огромную информацию о писателях и поэтах, собрание сочинений различных авторов, предназначенных для просмотра в электронном виде. Здесь и классика, и современная литература. Раздел содержит перечень детских сетевых библиотек. С помощью различных библиотек можно быстро найти необходимую книгу.
http://detskiy-mir.net/rating.php – Детский мир. Каталог детских ресурсов. Все сайты детской тематики.
http://lukoshko.net – «Лукошко сказок». Детская электронная библиотека – народные и авторские сказки, стихи и рассказы для детей.
Энциклопедии, словари, справочники.
В разделе представлены электронные версии различных энциклопедий, словарей и справочников. Очевидна практическая значимость названных ресурсов для подготовки занятий с ребенком, организации досуга дошкольников.
http://potomy.ru – «Потому.ру – Детская энциклопедия. Вместе познаём мир». Более 2500 ответов на самые разные вопросы. Ежедневно на сайте появляются более десятка новых ответов от квалифицированных педагогов – учителей школ и воспитателей детских садов. Зарегистрировавшись, любой посетитель сайта, может задать свой вопрос. Учителя или воспитатели могут БЕСПЛАТНО размещать на сайте свои статьи.
Методические ресурсы для воспитателя и родителей.
Раздел представляет уроки, тренинги, тесты, тексты по темам: готовность к школе, обучение математике, русскому языку, рисованию, лепке.
http://homestead.narod.ru – «Рай в шалаше». Сайт о раннем развитии детей.
http://illustrators.odub.tomsk.ru – Художники-иллюстраторы детских книг. Сайт знакомит детей, родителей и воспитателей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Билибина, Васнецова, Конашевича, Лебедева, Мавриной, Митрохина, Пахомова, Рачева, Сутеева, Фаворского, Чарушина, Чижикова и других); вводит ребенка в созданный художниками мир линий и красок; учит видеть красоту. Задачи сайта: повысить уровень художественного восприятия, обогатить творческое воображение, фантазию ребёнка.
https://agakids.ru/ – Каталог детских сайтов. В каталоге представлены сайты только с детской тематикой. Детская поисковая система АГА.
http://playroom.com.ru – Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы.
http://www.juja.ru/ – Ежедневная сказка для детей. Изобразительная часть выполнена при помощи новейших компьютерных технологий. Большое внимание в проекте уделено звуковой составляющей, текст зазвучит голосом
Сайты детских писателей, поэтов.
По сравнению с количеством детских писателей сайты немногочисленны. Этот раздел – прекрасный иллюстративный и информационный материал, позволяющий зрительно погрузиться в мир писателя, атмосферу его жизни и творчества.
http://s-marshak.ru – «Недописанная страница – Самуил Маршак». Сайт о жизни и творчестве Самуила Яковлевича Маршака. Все произведения для детей, письма, фотографии и звуковые файлы, которые, дополняя литературное наследие автора, помогут лучше узнать и полюбить Маршака-поэта, переводчика, прозаика и редактора.
http://www.bazhov.ru/ – Павел Петрович Бажов. Биография писателя, написанная дочерью – Ариадной Павловной Бажовой; фотоальбом. Сказы. Ссылки: uralring.eunnet.net/bazhov – Бажовских сказов дивные места; www.skazka.com.ru/article/bagov/bagov.html – сказы Бажова. bazhov.ural.ru – сайт литературной премии Павла Бажова.
http://www.chaplina1.narod.ru – Сайт В.В. Чаплиной. Сайт, посвящён жизни и творчеству замечательной детской писательницы Веры Васильевны Чаплиной.
http://www.uspens.ru – сайт Э.Н.Успенского. Все произведения Э.Н.Успенского. Издания на иностранных языках. Новые проекты. Персонажи. Фильмы по произведениям писателя (полный список).
Электронные периодические издания для детей и воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Раздел ориентирован на две основные группы: на детей-дошкольников (игры, конкурсы, песни, стихи, сказки, раскраски) и на воспитателей (обмен опытом, копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки). В разделе собраны сайты современных популярных газет и журналов для детей и для педагогов. В перечень также включены издания, не имеющие печатной версии, существующие только в Интернет.
https://dob.1sept.ru/ – Газета «Дошкольное образование».
https://1sept.ru/ – «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет, в том числе «Дошкольное образование».
https://murzilka.org/ – популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка». В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Просмотреть архив журнала можно на сайте:
Виртуальные детские журналы.
http://www.cofe.ru/read-ka – «Почитай-ка». Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких детей, существующий только в Интернете. Сказки, стихи, головоломки, курьезы, необычности, рассказы, загадки, факты из жизни ученых, великие сказочники. Конкурс юных поэтов и писателей. (Аудитория – дети от 4-х лет.)
http://www.solnet.ee/sol – «Солнышко». Развлекательно-познавательный детский журнал, существующий только в Интернете (в виртуальном виде). Печатной версии не было и пока нет. Игротека, сценарии праздников, фотогалерея «Мое солнышко», сказки, зоопарк, журнал (раскраски, стихи, песенки, загадки, юмор, кроссворды, ребусы и многое другое). На его страницах можно прочитать сказки, рассказы о захватывающих приключениях и загадочных открытиях. Получить уроки хороших манер, ответы на детские вопросы (рубрика «Почемучка»), советы Поварешкина (как приготовить несложные блюда, когда рядом нет родителей). «Полиглотик» (изучение иностранных языков в раннем возрасте). Архивные материалы, отсортированные по рубрикам и по номерам. (Аудитория – дети от 4-х лет.)
http://www.e-skazki.narod.ru -Сказка для народа – новости мира сказок. Размещены самые различные народные и авторские сказкиСведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Имеется вывеска с шрифтом Брайля для слепых и слабовидящих людей при входе, пандус. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Ведется постоянная работа по созданию условий для инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только на занятиях по освоению образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.